Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что многие учебные заведения России испытывают сегодня проблемы и сложности в управлении качеством образования, поэтому нуждаются в разработке методов, направленных на поддержание данного качества.
Цель работы - анализ системы управления качеством в Московском политехническом университете.
Задачи работы:
-раскрыть понятие и сущность управления качеством в образовательной организации
-описать инструменты управления качеством в образовании
-выявить проблемы управления качеством в учебных заведениях
- дать общую характеристику деятельности организации и оценка нормативно-правовой базы
- провести мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг в образовательной организации
- осуществить анализ системы управления качеством в Московском политехническом университете
-выявить основные проблемы управления качеством в организации
- разработать применение системного подхода для повышения качества сайта в образовательной организации.
Объект работы – система управления качеством в образовательной организации.
Предмет работы – система управления качеством в Московском политехническом университете.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Структура работы включает в себя три главы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления качеством в образовательной организации.
Во второй главе проводится анализ системы управления качеством в Московском политехническом университете.
В третьей главе разрабатываются практические рекомендации по совершенствованию управления качеством в Московском политехническом университете.
1.Теоретические аспекты управления качеством в образовательной организации
1.1.Понятие и сущность управления качеством в образовательной организации
В настоящее время вопросы управления качеством в образовательных организациях является очень важными моментами, поскольку уровень качества предоставления образовательных услуг напрямую влияет на экономическое и социальное развитие государства. Качественная подготовка трудовых ресурсов является главной задачей образовательного учреждения сегодня.
Многие учебные заведения России испытывают сегодня проблемы и сложности в управлении качеством образования, поэтому нуждаются в разработке методов, направленных на поддержание данного качества.
Управление качеством в образовательной организации – это система управления образовательных процессом, которая включает в себя элементы объекта, субъекта и инструментов.
Объект управления качеством – это студенты.
Субъект управления – это сама образовательная организация и ее педагогический состав.
Инструменты управления – это методы, с помощью которых можно повысить уровень образования студентов в образовательном учреждении.
Главной задачей управления качеством в образовательной организации выступает максимальное повышение уровня образования с целью подготовки качественных трудовых ресурсов на рынок труда страны.
Процессная модель управления качеством в образовательной организации представлена на рис.1.
Рисунок 1 – Процессная модель управления качеством в образовательной организации
Процессная модель управления качеством в образовательной организации включается в себя совершенствование таких процессов образовательной организации, как:
1.маркетинг
2.планирование
3.разработка и проектирование
4.менеджмент ресурсов
5.внутреннее информирование.
В данной модели есть заинтересованные в высоком качестве образования лица, которые предъявляют к образовательной организации свои требования. Требования могут быть связаны с качеством:
- образовательного процесса,
- научной деятельности,
- дополнительных образовательных услуг,
- производственной деятельности.
На выходе мы получаем, что заинтересованные стороны должны быть удовлетворены в своем запросе.
Процессами обеспечения качества в образовательной организации будут являться материально-техническое обеспечение, финансовое, кадровое обеспечение, информационно-методическое обеспечение процесса образования, социальное и хозяйственное обеспечение, а также международное обеспечение деятельности учреждения.
Улучшение управления и развития качества образования на основе компетентного подхода показано на рис.2.
Рисунок 2 – Улучшение управления и развития качества образования на основе компетентного подхода
Улучшение управления и развития качества образования на основе компетентного подхода включает в себя тех же потребителей образовательных услуг, которые предъявляют свои требования и которые должны быть удовлетворены.
В этой схеме компетентного подхода мы видим, что важным моментом всегда является анализ состояния системы образования в образовательном учреждении. Этот процесс будет включать в себя:
- постановка целей,
- проектирование работы системы образования,
- ресурсное обеспечение,
- реализация системы образования,
- контроль ее эффективности и улучшение.
В результате качество образования должно быть повышено путем коррекции системы и ее реализации на основе выявленных показателей и критериев эффективности реализации данной системы.
Для того чтобы найти концептуальные идеи улучшения системы российского образования важно сконцентрироваться на его качестве, которое является ключевым.
Выделяют два подхода к качеству образования:
1.философский
2.управленческий.
Философский подход говорит, что качество образования – это совокупность элементов, которые решают задачи воспитания, обучения и развития людей.
Управленческий подход концентрируется на показателях целей и результатов образования в учреждении. Говорится, что у образования есть требования к качеству, которые должны удовлетворяться как у любого другого продукта на рынке.
Рисунок 3 – Комплексная система гарантии качества образования в учреждении
Стороны, которые заинтересованы в качественном образовании, как правило, предъявляют следующие требования:
- наличие лицензии и аккредитации, дающее учреждение право организовывать и реализовывать образовательную деятельность,
- требования государственных стандартов качества, которые установлены в стране.
За качество образования берет ответственность руководство образовательного учреждения. Оно должно обеспечить управление ресурсами и обеспечивающими процессами организации, которые будут направлены на основные процессы системы качества. В итоге мы получим высокие результаты деятельности университета. Эти результаты затем будут анализироваться, измеряться и на их основе будут приниматься решения о том, что необходимо исправить внутри самой организации.
Подразделения образовательной организации, участвующие в процессе повышения качества образования изображены на рис.4.
Рисунок 4 – Подразделения образовательной организации, участвующие в процессе повышения качества образования
Подразделения образовательной организации, участвующие в процессе повышения качества образования включают в себя Ректора, Ученый совет, Проректора по образовательной деятельности, Центр мониторинга качества образования, Управление по стратегическому развитию, Научно-технический совет, Научно-методический совет, Совет по качеству образования, Учебно-методическое управление, Отдел лицензирования и аккредитации, Управление по воспитательной работе. Это в целом все субъекты системы управления качеством образования в организациях.
Объектами являются студенты как заинтересованные лица, предъявляющие свои требования и запросы.
Философский подход к качеству образования правильно выражает общий смысл, однако непонятно до конца, как решить данные задачи повышения качества образования. Поэтому управленческий подход представляется как раз включает в себя все основные инструменты
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова И. И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества : учебное пособие / И. И. Антонова, В. А. Смирнов, С. А. Антонов ; Казан. инновац. ун-т им. В. Г. Тимирясова. - Москва : РУСАЙНС, 2020. – 132 с.
2. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
3. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин. - М.: Инфра-М, 2022. - 224 c.
4. Гиссин В.И. Управление качеством продукции/ Гиссин В.И. – СПб.: Питер, 2022. – 309 с.
5. Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с.
6. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2021. - 200 c.
7. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2019. - 200 c.
8. Гродзенский, С.Я. Менеджмент качества: Учебное пособие / С.Я. Гродзенский. - М.: Проспект, 2020. - 200 c.
9. Данилова-Волковская, Г.М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г.М. Данилова-Волковская, Г.И. Молчанов. - М.: КноРус, 2019. - 256 c.
10. Донскова Л. А. Менеджмент качества товаров : учебное пособие / Л. А. Донскова ; Урал. гос. экон. ун-т, Каф. товароведения и экспертизы. - Курск : Университетская книга, 2019. - 238 с.
11. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества / И.Т. Заика. - М.: КноРус, 2022. - 30 c.
12. Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе произв.: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2019. - 60 c.
13. Зайцев, М.Г. Методы оптимизации управления производством/ Зайцев М.Г. – СПб.: Дело, 2022. – 293 с.
14. Зекунов, А. Г. Управление качеством : учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 475 с.
15. Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности/ Кишкель Е.Н. - М.: Инфра-М, 2019. – 504 с.
16. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент/ Кожухар В.М. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 412 с.
17. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг : учебник и практикум для СПО / А. Ю. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 172 с.
18. Леонов, О.А. Управление качеством: Учебник / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. - СПб.: Лань, 2019. - 180 c.
19. Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. М. Лифиц. — 13-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.
20. Магер, В.Е. Управление качеством/ Магер В.Е. – М.: Инфра-М, 2019. – 176 с.
21. Мельников В. П. Управление качеством для технических направлений / В. П. Мельников, В. П. Смоленцев, А. Г. Схиртладзе ; под ред. В. П. Мельникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : КноРус, 2020. - 375 с.
22. Мескон М.Х.и др. Основы менеджмента. / Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф., Пер.с англ. - М.: Дело, 2022. - 704с.
23. Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие / Э.В. Минько. - СПб.: Питер, 2020. - 464 c.
24. Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие / Э.В. Минько. - СПб.: Питер, 2024. - 464 c.
25. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: Проспект, 2022. – 286с.
26. Михеева, Е.Н. Управление качеством/ Михеева Е.Н. – М.: Дашков и К, 2023. – 532 с.
27. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб.пос, - М.: ИМПЭ, 2021. -90с.
28. Овсянко Д.В. Управление качеством. – СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2023. – 204с.
29. Окрепилов В. В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2022. – 484 с.
30. Окрепилов В. В. Эволюция качества / В. В. Окрепилов. – СПб.: Наука, 2022. – 744 с.
31. Разумов, В.А. Управление качеством: Учебное пособие / В.А. Разумов. - М.: ИНФРАМ, 2023. - 208 c.
32. Райкова, Е. Ю. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия : учебник для СПО / Е. Ю. Райкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
33. Рожков, В.Н. Управление качеством: Учебник / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2022. - 336 c.
34. Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Н. Рожков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с.
35. Рудницкая В. В. Проектирование систем качества : учебное пособие / В. В. Рудницкая ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2020. - 136 с.
36. Румянцева, З.П. Общее управление организацией/ Румянцева З.П. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 302 с.
37. Салимова, Т.А. Управление качеством/ Салимова Т.А. – М.: Омега-Л, 2023. – 414 с.
38. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2019. - 560 c.
39. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Методология управ. / П.С. Серенков. - М.: Инфра-М, 2019. - 152 c.
40. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков. - М.: Инфра-М, 2022. - 336 c.
41. Тебекин, А. В. Управление качеством : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с.
42. Управление качеством : учебник / С. А. Зайцев, И. Е. Парфеньева, О. Ф. Вячеславова [и др.] ; под общ. ред. С. А. Зайцева. - Москва : КноРус, 2020. - 420 с.
43. Управление качеством и интегрированные системы менеджмента : учебник / [А. В. Аверин, Т. В. Барт, С. А. Бука [и др.] ; под ред. А. В. Аверина ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : КноРус, 2020. - 357 с.
44. Управление качеством. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко [и др.] ; под ред. Е. А. Горбашко. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с.
45. Федоськина, Л.А. Менеджмент качества и обесп.безопас. в.: Монография / Л.А. Федоськина. - М.: Инфра-М, 2021. - 320 c.
46. Фрейдина, Е.В. Управление качеством/ Фрейдина Е.В. – М.: Омега-Л, 2022. – 189 с.
47. Шарафутдинова Е. Н. Системы инструментов управления качеством : учебное пособие / Е. Н. Шарафутдинова, О. В. Плиска ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2021. - 180 с.
48. Швандар, В.А. Стандартизация и управление качеством продукции/ Швандар В.А. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 484 с.
49. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: упр.качества.: Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина. - М.: Альфа-М, 2021. - 160 c.
50. Шмелева, А.Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А.Н. Шмелева. - М.: Русайнс, 2022. - 320 c.
51. ORGANIZATIONAL QUALITY MANAGEMENT. TQM deployment perspectives from manufacturing & process industry by Pankaj Lochan - Executive Director & Group CHRO with JSPL
52. Total Quality Management 5E By Pearson by Besterfield
53. Total Quality Management by A Mustafa
54. Putting Total Quality Management to Work. What TQM Means, How to Use It, and How to Sustain It Over the Long Run by Marshall Sashkin
55.Total Quality Management and Operational Excellence. Text with Cases by John S. Oakland